Ознакомьтесь с нашей политикой обработки персональных данных
23:08 

Страстная пятница, распятие и Бах

Анаптикс
На текущий период жизни все острее чувствую, что есть желание отмечать даже традиционные церковные праздники не общепринятым порядком, а как-то по-своему, и, в большой степени, именно "отмечать" - ставить какую-то отметку в своей жизни, что да, я помню, я вспоминаю, я замечаю - я неравнодушна.


(Сальвадор Дали, "Христос св. Иоанна Креста")

Сегодня и по западному, и по русско-православному календарю - Страстная пятница, день, когда христиане вспоминают смерть Христа на кресте.
А у меня, одновременно с моими личными религиозными чувствами, еще и внеплановый день кантатного флешмоба с моим любимым произведением И.-С. Баха - "Страстями по Матфею".
Надо сказать, у меня одно с другим связано неразрывно. Я начала слушать музыку со "Страстей" - это очень странно, но случилось так. И еще, менее странно, как для меня - я начала читать Евангелие со "Страстей". Просто взяла Евангелие и следила - по русскому тексту за немецким пением, и, кстати, следить было не трудно, даже при знакомстве с немецким на уровне "хенде хох". Зато благодаря Баху в мой немецкий лексикон вошло еще несколько десятков слов, уже совсем из другой сферы.
Mein Gott, mein Gott, warum hast Du mich verlassen?
(Боже мой, Боже мой, почему Ты меня оставил?)
И что-то во мне случилось, что история, произошедшая около двух тысяч лет назад, рассказанная в музыке, написанной около трехсот лет назад, стала восприниматься живой, болезненно-близкой и цепляющей. Даже отвлекаясь от божественности Христа, искупления грехов и всего такого - по-человечески цепляющей, от которой было больно, как от историй про расстрелы и пытки.
Но слишком от ее сверхъестественного смысла я никогда не отвлекалась, и Христос для меня и был, и остается не просто человеком, попавшим под репрессии, но и Богом - самым странным из всех богов, когда-либо открытых или придуманных людьми (я вообще не очень верю, что богов - даже языческих - просто "придумывают").
Я не очень понимаю, чем именно страдания и смерть Бога спасают людей, но мне дорого по меньшей мере то, что этот Бог не сидит где-то высоко и далеко, создав такой во многом неудобный для нас мир - а спускается к нам, чтоб на собственной шкуре прочувствовать то, что из нас тут у Него сотворилось.


"Страсти по Матфею" - одно из самых значительных произведений И.-С. Баха, вершина его ораториальной музыки. Написана в 1729 г. в Лейпциге.
Произведение очень длинное (больше трех часов прекрасной музыки, ога), его строение поэтически сравнивают с готическим собором - мне самой это сравнение очень нравится, люблю готику (только напомню на всякий случай, Бах - это музыка барокко!)
Как разобраться в этом океане музыки? Тут я, конечно, не могу не вспомнить присказку, что Бах - это не ручей ("бах" по немецки) а целое море))
Если совсем для дилетантов от дилетанта: "Страсти" состоят из следующий музыкальных... эмм... единиц -
Хор - это, понятное дело, поют хором. В "Страстях по Матфею" аж два хора (вы можете слышать, как они перекликаются во вступлении) и дополнительная группа сопрано (честно, забыла, как это по-умному называется). Есть традиция в современном исполнении поручать эту партию хору мальчиков - и когда на фоне мужских и женских голосов звучат вот эти самые мальчишечьи голоса с их неповторимым тембром - это просто мурашки по коже. Хор ангелов вмешивается в хор человеческих голосов?
Хорал - хорал тоже поют хором, но отличие в том, что у хорала есть традиционные слова и традиционная мелодия, и на слух он звучит далеко не так заковыристо, как хор.
Ария - это сольное выступление одно из певцов с какой-нибудь обычно крайне эмоциональной песенкой (простите!), призванной взволновать душу и растопить сердце. Арии у Баха почти всегда, и в ораториях, и в кантатах, строятся по сходной схеме - сначала повторяются по нескольку раз первые пару строк,
затем - последние два-три раза, не больше, и опять несколько раз - первые. Очень много повторений, казалось бы, могло бы наскучить... но нет, при правильном исполнении и при достаточной любви к Баху это не надоедает.
Арию нередко сопровождает речитатив - это произнесение текста нараспев.
И особняком стоит евангельский речитатив - это фактически пение соответствующего евангельского отрывка под музыку. И какое пение, и какую музыку!
Да, я совершенно убеждена, что от талантов исполнителя зависит восприятие евангельских речитативов очень сильно, потому что арии сами по себе очень насыщенны музыкально и их, при наличии хорошего голоса, трудно "испортить". В речитатив мало вложить голос, туда нужно душу вложить, вывернув ее предварительно наизнанку.
И мой единственный евангелист - это Эрнст Хефлигер.
Мне кажется, ему очень подходят написанные по другому поводу строки Мандельштама:
Расплавленный страданьем крепнет голос
И достигает скорбного закала
Негодованьем раскаленный слог...


В этом весь Хефлигер - по сценарию этой драмы, разворачивающейся перед нами, он свидетель, а не участник, наблюдатель. Но ни в коем случае не равнодушный наблюдатель: он страдает и негодует, он бы на куски разорвался от того, что видит, но ему нельзя - он должен рассказывать дальше.

www.bach-cantatas.com/Texts/BWV244-Rus1-2.htm - не самый лучший перевод, но что есть.








Кто не хочет слушать так много музыки, но чуть-чуть заценить не прочь бы - предлагаю главный хит "Страстей":


И речитатив + арию в исполнении Хефлигера, просто потому что я его люблю:

Ария такая боевая, несмотря на то, что поется про терпение))) "Терпение! Терпение!" - а потом так внезапно - "Пусть Господь отомстит за мое невинное сердце" - мило так, в традиции ветхозаветных песнопевцев)))
А еще у Баха (видимо, вообще в лютеранских песнопениях) Бог часто называется liebe - дорогой, любимый. По-русски как-то так не скажешь, как-то то ли пошловато, то ли фамильярно звучит. Не знаю, как это звучит для немцев, но для меня по-немецки - норм, трогательно так.

@темы: опять про Бога, музыка, кантатный флешмоб

URL
Комментарии
2017-04-14 в 23:56 

Понтий Пират
Какая замечательная запись... Спасибо за неё!
И за музыку спасибо, люблю "Страсти по Матфею" Баха, и не только их. Один из моих любимых композиторов.

Комментирование для вас недоступно.
Для того, чтобы получить возможность комментировать, авторизуйтесь:
 
РегистрацияЗабыли пароль?

Непричесанная жизнь

главная