Анаптикс
Что-то у меня ностальгия по Сверхам пробудилась, не к добру это. Не к добру - потому что этот сериал, помимо причинения радости, доставляет мне и большую бооооль. Такую, что 11й сезон я смотреть бросила на какой-то там серии.
Почему все же радость? Там, на мой вкус, совершенно замечательные персонажи. Главные персонажи, потому что проходные могут быть всякими, и двумя ножками под туловищем, лишь бы отходить нужные шаги в сюжете, но главные - хороши. Хоть мне традиционно не по нутру женские персонажи, хоть демоны, хоть ангелы, хоть люди, но они там и не особенно в глаза лезут. И сюжет, который с каждым сезоном становится все безумнее и безумнее, не вызывает скуку и помогает персонажам раскрыть себя в самых, хм, необычайных обстоятельствах.
И герои мне, пожалуй, больше нравятся в центральных сезонах, эдак с четвертого по десятый, а не в первых, когда они были еще лапушками совсем и особенно не проявляли широты и сложности своих изломанных душ. К тому же в поздних сезонах появляются такие бриллианты, как Кроули и Кастиэль, без которых Сверхи - не совсем Сверхи.

А теперь о боли. Мне делает боль глобальная идея, мировоззренческий фундамент, на котором строится сериал. С остальным - скажем, с пафосными сценами ссор между братьями, которые в энный раз вызывают смех, с дичайшими сюжетными вотэтоповоротами, состряпанными из желания растянуть вотэто на подольше - можно бы как-то смириться. Но мир, в котором герои действуют, вызывает у меня припадки тоски. Это вот тот самый мир победившего этического релятивизма, о котором я чуть-чуть ниже писала - мир, в котором нет ничего по-настоящему доброго и по-настоящему злого, мир, где ради спасения от одного зла приходится сотворить другое, еще более страшное, мир, где не на кого положиться, кроме себя самого, да и на себя самого особенно не положишься. Хуже только "Игра престолов", которую я вообще смотреть не смогла, задохнулась от безнадеги.
В сверхах все же не так, там по меньшей мере воспеваются "традиционные семейные ценности", и в общем немало просто хороших персонажей, хоть они и косячат по-страшному время от времени. Но... взять те же семейные ценности, братскую любовь и преданность. "Мы семья, это самое главное" - даже если ради друг друга мы полмира похороним. Будем, разумеется, потом выкапывать его из-под обломков, страдая и виня себя, но все равно, если придется, похороним снова.
Я не вижу, что здесь особенно доблестного и добродетельного, в этой привязанности, ради которой творится столько зла. Почему ее так превозносят многие - может быть, потому, что каждому из нас втайне хочется иметь человека, который за нас в огонь и в воду и трупы закапывать, не потому, что мы хорошие и красивые, а просто так - скажем, он наш брат или отец?
Подобная мораль во многих худ. произведениях воспевается, взять те же "Звездные врата" - Шеппард совершает самоубийственный подвиг, чтоб спасти Тейлу, хоть не хотел спасать чужой народ - потому что она своя, а те - чужие. Этим все сказано. Но там, по меньшей мере, не возникало дилеммы поставить под угрозу благополучие и жизни чужих - ради спасения своих. А в Сверхах последних сезонов братишки, кажись, только этим и занимаются.

И когда центром становится человек, все остальные силы вселенной меряются его мерой: чем больше похожи на людей - тем симпатичнее, чем меньше - тем ужаснее. Ангелы в Сверхъестественном просто отвратительны, у меня даже подозрение рождается, что это просто-напросто один из филиалов ада, жуть которого в том, что эти демоны так и не поняли, что пали. Стенают вечно, что Бог их оставил (они Его, на самом деле) и пытаются учинить свой маленький тоталитарный мирок с искоренением свободы, милости и радости. Не зря Люцифер в одной из серий приходит к ним, как к своим.
И да, если сравнивать, те демоны, которые знают, что они - зло, симпатичнее как-то.

Но ведь могут быть и другие ангелы, настоящие, кто нам их покажет?
Кастиэль хороший, как художественный образ - вообще потрясающий, но хорош он настолько, насколько в нем просыпается человечность, а остальное - за счет безупречной актерской харизмы. Он нездешнее создание, пытающееся жить с людьми и по-людски, но никак не представитель светлой силы, которая именно светлая, и именно сила. Нам показали холодный лед "ангелов" и черный огонь демонов, который сжигает душу, но приносит только страдания, а где огонь живительный и яркий? Тот, от одного взгляда на который становишься счастливее?
Я понимаю, почему люди больше любят тьму, когда ей противопоставляют такой вот якобы "свет". Не понимаю только, почему так получилось, что почти нигде мы настоящего света не видим.

А все же тянет взять какой-нибудь старый сезон и пересмотреть пару-тройку серий. Может быть, что-то из раннего, пока там ангст не сгустился.

Upd. Черт, это прелести уже 12й сезон пошел... кажется, я сейчас снова втянусь...
Ну, если там не слишком мозговыносно будет.
Еще раз ап. Посмотрела последние серии 11-го сезона и... нет, при всей моей любви к Дину, Кастиэлю, Кроули и Люциферу - это бред. И дело даже не в том, что я выше писала, хотя это тоже есть, но... дело просто в бреде.
Любую идею можно подать хорошо и плохо. Да, мне не близка идея равнозначности тьмы и света, "бракосочетания ада и рая", но она имеет смысл и могла быть подана хорошо. А не "мы семья, мы семья! я тебя ненавижу, но очень люблю, но мы же семья! но об этом не догадывались, пока Дин не сказал!":lol:
Ну е.ный стыд же.
Создатели этого сериала в погоне за новыми сериями забыли об одном факте - выше головы не прыгнешь, ну никак. У человека есть какой-то потолок в изображении сверхъестественных сущностей, сверхъестественнее уже не получится. В супернатуралах об этот потолок головой ударились, когда сочинили Смерть. Все. Стоило бы остановиться и не замахиваться на невозможное. Иначе все скатится, как скатилось в сверхах - к семейным дрязгам неотличимых от людей якобы сверх-сущностей.
Можно, конечно, сказать - а почему не снимать комедию про развеселого Бога в трусах и с пивком, и его сестру-истеричку? Да можно, вай нот гром небесный не поразит, однозначно, но блин, задумывалось это все не просто как комедия. И чисто комедийных закосов там немного, а самое удручающее - это как раз "эмоциональное порно", когда, например, герои пафосно и долго прощаются с идущим на смерть Дином, но мы же, режь нас на части, прекрасно знаем, что ни хера он не умрет, и хуже того - у сценаристов уже нет в заначке действительно оригинальных ходов, чтоб его воскресить.
Вот возвращение из ада ангелами было хорошо.
Превращение в демона из-за печати тоже было хорошо, эпичнейший момент с Кроули и Дином. Мне было так жаль, что его быстро вернули назад в человеческий вид, ну зачеееем, зачем?
В общем, "Сверхъестественное" для меня остается сериалом, который мог бы, но не.

@темы: фильм, впечатления