23:47 

Четыре стихотворения Готфрида Бенна

Анаптикс
Отчего-то мне захотелось выкопать и обнародовать свои очень давние записи. Писались для форума по классической музыке, который был первым форумом в моей жизни, я так дико стеснялась, потому в музыке ни в зуб ногой, но все равно что-то писала.



Вокальная музыка – удивительное искусство, сочетающее слово и музыкальный звук. Больше всего привлекают меня произведения, в которых музыка и слово равноценны, которые нет смысла слушать, не зная текста, или зная содержание лишь поверхностно. Конечно, оценка важности слова субъективна, но, по-моему чем больше ценность текста самого по себе, тем он значительнее (это почти тавтология), тем сложнее написать к нему музыку так, чтоб она тоже имела самостоятельное значение, а не воспринималась как мешающий слову шум. Тем интереснее удавшееся творение.
На этот раз я хочу рассказать о своем самом недавнем потрясении, пережитом от совсем небольшого вокального цикла Бориса Блахера на стихи Готфрида Бенна, называется "Apreslude" (кто бы мне объяснил, что это значит?). Впрочем, цикл – не громко ли сказано? Четыре стихотворения длительностью около 4 с половиной минут. Но эти четыре стихотворения засели во мне как гвоздь и не выпускают вот уже который день.
Надо признаться, я почти ничего не знаю ни о Готфриде Бенне, ни тем более о Борисе Блахере, с которым у меня в этом цикле первая встреча. Поэтому все мои впечатления спонтанны и не основаны на знании творчекого контекста, мировозрения авторов, обстоятельств их жизни.
Чистый и звонкий голос Эрнста Хефлигера полон отчаяния. Услышав этот голос, я тотчас ринулась сверяться с текстом, потому что знаю за Хефлигером способность наполнять экзистенциальной тоской все, что ни попадется. На этот раз любимый тенор меня не обманул. Я раздобыла тексты всех четырех стихотворений на немецком и переводы на русский, правда, я незнаю – наверное должны быть какие-то более авторитетные? Мне сразу показалось, что переводы не вполне передают напряженность оригинала, особенно второе стихотворение, «Слова». В немецком тексте «allein» - «один» повторено дважды, точно так же как и «много уж лет» по-немецки будет «Jahre um Jahre». Или это уже музыка накладывает свой отпечаток и диктует свою интерпретацию? О, сердце обрывается от резких перепадов: высоко (allein…) – низко (du mit dem) - снова выше (worten)... Я очень по-дилетантски описываю музыку, что поделаешь. Как хорош здесь Хефлигер, как прекрасен его голос, когда он поет так низко. И когда он поет высоко, тоже прекрасен. Помню, что впервые прочитав, что Хефлигер – лирический тенор, я почти не поверила, хотя какой же он еще? Видно, я бессознательно путала специальный термин для обозначения качества голоса и обиходное значение слова «лирический»: нежный, сентиментальный, любовный и цветочный.
Лирический тенор по типу голоса, драматичный тенор по накалу чувств, по интенсивности переживания. Трагичнейший тенор. Не для него ли специально было написано «Apreslude»?
1958 год – это, как я понимаю, год написания. Или год исполнения тоже? Тогда, наверное, Хефлигер и был первым исполнителем. Тогда, значит, он пел этот цикл в тот же год, что и записывал «Страсти по Матфею» с Карлом Рихтером.
Я слышу крик поэта, который не может пробиться к людям, его поиски и борьба с поэтическим словом бесплодны (или кажутся бесплодными?). Я встречала уже точно такие же мучения от своей поэтической несостоятельности в пронзительном стихотворении Марии Петровых, гораздо менее яростном, быть может, от того, что автор все-таки женщина. soulibre.ru/%D0%9D%D0%B8_%D0%B0%D1%85%D0%BC%D0%...
Это то что вспомнилось по законам свободных ассоциаций.
Что же все-таки за странное существо – поэт? Чего он ищет? Почему ему чего-то не хватает, несмотря на то, что нам, читателям, кажется очевидной поэтическая состоятельность. И Готфрид Бенн, и Мария Петровых написали эти стихотворения в конце жизни. Столько всего прожито, столько сделано, написано – и вдруг ощущение своей немоты и бесплодия. Du findest nicht…
Мы точно знаем, что люди такого таланта прожили жизнь не напрасно. Но как можно не поверить вот этому крику отчаяния? Вот диалектика жизни. Кафка завещал своему другу сжечь все его романы. Что было бы с нами, если б друг его послушал?
Третье стихотворение еще страшнее, особенно страшно, что не понять, от чьего лица ведется речь – поэта или его врага? Сам ли Готфрид Бенн приравнивает святыни к шакальему вою? Рекомендация по достижению счастья выглядит как обращение к поэту, а не наоборот. Что значит последние четыре строчки, я не очень понимаю. Дают ли они какой-нибудь выход? Прорыв туда, где можно и хочется быть поэту? Тоже самое последнее стихотворение. Кажется, что оно более умиротворенное и лирическое, чем первых три, хоть и с сильной струей печали. Зачем тогда такой быстрый темп? У меня остается впечатление незавершености, словно дальше должно быть еще что-то. Мне привычнее, чтобы вокальное произведение заканчивалось плавной, медленной фразой. Хочется спада напряжения, тем более что текст, кажется, дает такую возможность.
Вопросов много, но даже не знаешь, есть ли на них ответы. Есть такие вопросы, на которых ответа нет.
У меня сердце болит почти физической болью от этих песен. Но не слушать их мне все равно не хочется.


Стихотворение

Что значат эти понужденья,
куски расчётов, слов, картин,
что там в тебе, откуда рвенье
из горестных твоих средин?

Из ничего к тебе струится,
из частностей, из попурри;
там прах берёшь, огня частицы:
храни, разбрасывай, дари.

Ты знаешь, мир бескрайным скроен;
соорудив живой заслон
и в том, и в этом, ты спокоен,
но и доверия лишён.

Так день за днём идёшь по кругу
в себя вонзаешь острие
и серебро вгоняешь в фугу;
зовётся это - бытие.
Пер. Вячеслав Маринин

СЛОВА


Ты окружён словами
и значит - совсем один.
Для почестей с цветами
в сей жизни нет причин.

Ты смотришь им прямо в душу,
ища исконный лик,
много уж лет - послушай,
так ты зайдёшь в тупик.

Взгляни - для бесед полночных
свет мягкий в домах людей,
перлом с губ розовых, сочных
слово летит без затей.

И лишь твои годы тают
ради иных дилемм:
слоги твой сон питают,
но ты уходишь, нем.
Пер. Сергей Медведев

ВАШИ ЭТЮДЫ


Ваши этюды,
арпеджо, канон, хорал-
лепет зануды,
и участь их - провал.

Вороны горланят-
ведь тоже поют.
Будь глуп и делом занят!
В этом уют.

Что значит «святое»?
За знающих я рад.
Но в шакальем вое
ведь тоже есть свой лад.

По мне так: фанфара,
без бренных губ и рук,
чтоб из угара
туда, где первый звук.
Пер. Сергей Медведев

***

Впусти в себя форзиции настой,
cирень смешай - позволь скорей сплестись им
c твоею кровью, счастьем, нищетой,
c землёю, от которой ты зависим.

Преодолеть… Медлительность часов…
Не знаешь, ты в конце или в начале, -
но, может статься, время отнесёт
туда, к июню с розами печали.
Пер. Юрий Куимов


Я подумала о том, что любовь к чему-то или кому-то достаточно далекому (или высокому, можно и так сказать) к Богу ли, к певцу, к музыкальному произведению, к персонажу из сериала - всегда так или иначе выводит меня к людям, чего мне так не хватает.
Любовь к кому-то достаточно (но все же не совсем) близкому, к человеку, до которого можно дотянуться, или, что вернее в отношении меня, которого можно достать, наоборот, заставляет в итоге уходить в себя. Я подозреваю, я людей просто люблю неправильно.
Ну что ж, радует, что есть хотя бы что-то, и видимо, пока я не научилась любить людей так, чтоб они от этого не шарахались, безопаснее любить что-то менее досягаемое.

@темы: стихи, музыка, впечатления

URL
Комментарии
2016-11-23 в 22:09 

Земи
Per aspera ad astra
Я теорией музыки не владею, но, имхо, ты правильно делала, что писала.

На счет шарахания необязательно дело в тебе, эти люди могут шарахаться потому что не готовы к чему-то подобному в принципе. То есть не факт, что именно ты любишь неправильно.

А вообще знакомо все это. Только со временем привыкаешь жить в себе и с персонажами, музыкой или любовью к недосягаемому и потом уже сложно выходить из зоны комфорта. В какой-то момент можно уже самой начать шарахаться от близкого... Я, кстати, не считаю, чть это самый худший вариант, он гораздо лучше, чем постоянно находиться с теми, кто оказываются на самом деле чужими и не твоими.

2016-11-23 в 22:24 

Анаптикс
На счет шарахания необязательно дело в тебе, эти люди могут шарахаться потому что не готовы к чему-то подобному в принципе. То есть не факт, что именно ты любишь неправильно.
Нее, не думаю. Я свое поведение уже разобрала, работу над ошибками сделала, только что на практике пока проверить не удалось, изменилось ли что))

А совсем в себе жить тяжело. Хорошо иметь хотя бы небольшой круг людей близких не только физически, но и духовно))

URL
2016-11-23 в 23:39 

Земи
Per aspera ad astra
Хорошо иметь хотя бы небольшой круг людей близких не только физически, но и духовно))
Это точно :)

Нее, не думаю. Я свое поведение уже разобрала, работу над ошибками сделала, только что на практике пока проверить не удалось, изменилось ли что))
Тебе видней, конечно. :) Хотя есть еще такой момент, что люди разные, и может оказаться, от чего один шарахается, другому наоборот по душе :)

2016-11-23 в 23:44 

Анаптикс
Хотя есть еще такой момент, что люди разные, и может оказаться, от чего один шарахается, другому наоборот по душе
на этом месте я могла бы прочитать лекцию по психологии, но лучше не))
скажу по-бытовому, что, пожалуй да - разные) мечтаю встретить такого, с которым мы будем обоюдно друг другу по душе.

URL
2016-11-23 в 23:47 

Земи
Per aspera ad astra
Анаптикс, я б послушала лекцию :) Но если лениво, то хватит и по-бытовому. Тем более, что сама я сейчас с интересом все читаю, но разговор вряд ли поддержу :gigi:

2016-11-23 в 23:51 

Анаптикс
Земи, это просто была бы печальная лекция... про невротическую зависимость и невротическую влюбленность. А так как я сейчас и так в тлене и приступе самобичеваний, то лучше не надо))

URL
2016-11-23 в 23:57 

Земи
Per aspera ad astra
Анаптикс, а, тогда сорри, действительно лучше ничего не бередить

2016-11-24 в 00:06 

Анаптикс
Земи, если как-нибудь случится, поделюсь этим в более подходящий момент)

URL
2016-11-24 в 00:09 

Земи
Per aspera ad astra
2016-11-24 в 00:17 

Анаптикс
Земи, я прямо теряюсь - что значит "дбз"? :)

URL
2016-11-24 в 00:55 

Земи
Per aspera ad astra
Анаптикс, а это я от брата набралась :laugh: Это значит — договорились :) Добазарились сокращенно — дбз )

Комментирование для вас недоступно.
Для того, чтобы получить возможность комментировать, авторизуйтесь:
 
РегистрацияЗабыли пароль?

Непричесанная жизнь

главная